В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
Статьей 60 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленных ЖК РФ.
На основании п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ и ст. 678 Гражданского кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Информация подготовлена
Мещанской межрайонной прокуратурой г. Москвы
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии 13.08.2024 дано разъяснение, что относится к общему имуществу СНТ, и отражен порядок оформления доли в общем имуществе СНТ.
Общем имуществом СНТ являются - дороги, инженерные коммуникации (электрические сети, газо- и водопроводы), места для сбора бытовых отходов, спортивные площадки и иное имущество, необходимое для обеспечения общих нужд собственников садовых участков.
Отмечено, что вопрос о безвозмездной передаче общего имущества СНТ в долевую собственность собственников садовых участков должен быть рассмотрен на общем собрании членов СНТ.
Решение о передаче в долевую собственность может быть принято при условии, что в таком голосовании приняло участие более 50% членов товарищества и одобрено не менее 2/3 голосов от общего числа присутствующих. Если в общем собрании участвуют также собственники садовых участков, не являющихся членами товарищества, их голоса также должны быть обязательно учтены при голосовании.
Такое решение оформляется протоколом с указанием результатов голосования. Помимо общих требований, в протоколе также должно быть указано:
- ФИО, реквизиты документов, удостоверяющих личность собственников садовых участков, в собственность которых передается общее имущество;
- описание и кадастровые номера объектов, относящихся к такому имуществу;
- размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество;
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности СНТ на передаваемое общее имущество.
После чего собственники садовых земельных участков вправе самостоятельно либо через представителя (если такой представитель был избран на общем собрании членов товарищества) обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на имущество общего пользования СНТ с приложением документов. В том числе необходимо предоставить решение общего собрания членов товарищества, в котором содержатся сведения о размере долей в праве общей долевой собственности на имущество общего пользования.
Дополнительно сообщается, что садовод не может продать свою долю отдельно от земельного участка, поскольку размер доли, закрепляемой за конкретным собственником садового земельного участка, определяется пропорционально площади такого участка, и эти доли неотделимы от судьбы садового земельного участка.
Информация подготовлена
Мещанской межрайонной прокуратурой г. Москвы
В соответствии с национальными стандартами, применяемыми по общему правилу в добровольном порядке, собирать строительные отходы следует раздельно по их видам, классам опасности и другим признакам. Это позволит обеспечить их утилизацию, обезвреживание, использование в качестве вторичного сырья или передачу для вторичного использования (п. п. 4.4.1, 6.1 ГОСТ Р 57678-2017, п. 4.4 ГОСТ Р 70052-2022).
Отходы, которые можно повторно использовать целиком или в части для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии, относятся к вторичным ресурсам. Их можно утилизировать самостоятельно или передать их для этой цели другим лицам. При передаче на утилизацию некоторых видов отходов нужно соблюдать установленные требования, в частности п. п. 1, 3, 4 ст. 17.1 Закона об отходах.
Для временного (не более семи календарных дней) хранения отходов рекомендуется выделить специальное место (склад, площадку, контейнер и др.). Его нужно оборудовать таким образом, чтобы исключить загрязнение почвы, поверхностных и грунтовых вод, атмосферного воздуха (п. п. 3.9, 4.5 ГОСТ Р 57678-2017). Порядок организации сбора и хранения строительных отходов установлен п. 6 ГОСТ Р 57678-2017.
Информация подготовлена
Мещанской межрайонной прокуратурой г. Москвы
Установлена многоступенчатая прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц и изменены налоговые ставки в различных отраслях.
12 июля 2024 года подписан Федеральный закон № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», направленный на реформирование налоговой системы.
С 2025 года вводится многоступенчатая прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц со ставками от 13% до 22%. Повышение НДФЛ не касается участников специальной военной операции, а также дополнительных выплат и надбавок, которые получают граждане, работающие в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в других регионах с неблагоприятными или особыми климатическими и экологическими условиями.
Предусмотрены новые налоговые вычеты, в том числе для семей с двумя и более детьми. Налоговый вычет за сдачу нормативов ГТО составляет 18 тыс. руб.
Ставка по налогу на прибыль повышена до 25%. До 2030 года для IТ-компаний она составляет 5%. Они могут применять льготы в том числе при реорганизации в форме выделения. Для предприятий радиоэлектронной промышленности расширен перечень доходов, которые учитываются для применения пониженных тарифов страховых взносов. По расходам на научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и на права пользования российскими программами для электронно-вычислительных машин применяется коэффициент 2.
Регионы могут вводить пониженные ставки налога на прибыль малых технологических компаний. Сняты ограничения по видам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по расходам на которые применяется повышающий коэффициент.
Предусмотрена налоговая амнистия для налогоплательщиков, добровольно отказавшихся от дробления бизнеса.
Курортный сбор преобразован в туристический налог. Муниципалитеты самостоятельно определяют необходимость его введения и размеры ставок. Ставка налога будет расти постепенно, начиная с 1% от стоимости проживания в 2025 году и прибавляя по 1% в год до 2029 года, далее - не выше 5%. Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения гостиниц. Он не исчисляется со стоимости услуги по проживанию некоторых категорий граждан, в том числе участников специальной военной операции.
Появился акциз на никотиновое сырье и бестабачную никотинсо держащую смесь для нагревания. Подакцизными товарами признали фармсубстанцию этилового спирта, спиртосодержащие лекарства и природный газ для производства аммиака.
Регионы вправе устанавливать более высокие ставки налогов на дорогое имущество.
Повышен порог для перехода на упрошенную систему налогообложения. Компании и предприниматели, применяющие этот спецрежим, обязаны оплачивать налог на добавочную стоимость. Плательщики упрощенной системы налогообложения с доходом до 60 млн. руб. освобождены от исполнения обязанности налогоплательщика НДС без направления в налоговый орган уведомления.
Информация подготовлена
Мещанской межрайонной прокуратурой г. Москвы
С 1 сентября 2025 года вступают с силу Федеральные законы от 08.08.2024 №№ 224-ФЗ, 226-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Данные изменения касаются запрета пропаганды незаконных оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, потребления наркотических средств и психотропных веществ, культивирования наркосодержащих растений, а также установления уголовной ответственности за пропаганду незаконного оборота, потребления наркотиков.
Согласно нововведений положения о запрете пропаганды не применяются, в том числе, к произведениям литературы и искусства, содержащим соответствующую информацию, которая составляет оправданную жанром неотъемлемую часть художественного замысла. При этом нахождение в обороте указанных произведений литературы и искусства, за исключением указанных произведений, обнародованных до 1 августа 1990 года, должно сопровождаться маркировкой, порядок осуществления которой устанавливается уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти.
За пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.
Информация подготовлена
Мещанской межрайонной прокуратурой г. Москвы
Вопрос: мой родственник находится в организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, если у меня возможность его посетить?
Да, возможно.
Так, приказом Минтруда России от 06.05.2024 №247н утверждены общие требования к организации посещения пациентов стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами.
Согласно утвержденным Правилам стационарная организация социального обслуживания, предназначенная для лиц, страдающих психическими расстройствами, обеспечивает свободное посещение лица, находящегося в стационарной организации, законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, родственниками и другими лицами, а также представителями органов и организаций, указанных в частях первой - третьей статьи 46 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», осуществляющих защиту прав граждан, находящихся в стационарных организациях, или контроль за соблюдением прав и законных интересов при оказании таким гражданам психиатрической помощи.
Стационарная организация обеспечивает свободный доступ посетителей и представителей органов и организаций, осуществляющих защиту прав, ежедневно в дневное и вечернее время, в том числе в выходные и праздничные дни, а также при необходимости в другое время (по согласованию с руководителем стационарной организации).
Посещение получателя социальных услуг посетителями организуется:
1) в специальных помещениях для встреч и в местах общего пользования, расположенных в жилых зданиях и на территории стационарной организации (далее соответственно - специальные помещения, места общего пользования);
2) в жилой комнате, в которой проживает получатель социальных услуг (при согласовании времени и условий проведения встречи с другими получателями социальных услуг, проживающими в данной жилой комнате);
3) вне стационарной организации (при согласовании времени и условий проведения встречи с руководителем стационарной организации и получателем социальных услуг).
Стационарная организация оказывает содействие получателям социальных услуг и их посетителям в организации и проведении встречи, а также обеспечивает:
1) условия для беспрепятственного посещения получателей социальных услуг (в случае, если специальные помещения и места общего пользования заняты другими посетителями, стационарная организация, исходя из имеющихся возможностей, оказывает содействие в подборе иных мест для проведения встречи);
2) возможность общаться получателем социальных услуг конфиденциально, в том числе встречаться наедине, с посетителями и представителями органов и организаций, осуществляющих защиту прав;
3) возможность использования получателем социальных услуг информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также услуг телефонной и почтовой связи для организации и проведения встречи;
4) возможность организации онлайн-встречи получателя социальных услуг с посетителем посредством видеосвязи, в том числе наедине;
5) доступную и безбарьерную среду;
6) сопровождение получателя социальных услуг (при его обращении или обращении его посетителя) к месту встречи и обратно в случае, если встреча организуется в пределах того же населенного пункта, где находится стационарная организация.
Стационарная организация обеспечивает доступность информации о правилах посещения получателей социальных услуг, в том числе посредством размещения на официальном сайте стационарной организации и на ее страницах социальных сетей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае отказа получателя социальных услуг от встречи с посетителем или представителями органов и организаций, осуществляющих защиту прав, стационарная организация информирует об этом посетителя или представителей органов и организаций, осуществляющих защиту прав, любым доступным способом.
Информация подготовлена
Мещанской межрайонной прокуратурой г. Москвы
Установлен перечень грубых нарушений обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территориях новых регионов.
Приказ Минфина России от 25.06.2024 № 96н «Об утверждении перечня грубых нарушений обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях применения положений абзаца первого пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2023 г. № 402 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2024 № 78904). https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=QxqpbA&base=LAW&n=481433#sPSrQNUjaK2PpkYL.
Так, к грубым нарушениям в том числе относятся: поставка этилового спирта организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено; поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено; производство и оборот спиртосодержащей непищевой продукции (за исключением предназначенной для розничной продажи), на этикетке которой не сод